0

5 мифов о детском творчестве: разбираем с психологом

Сложность:

Ест краску, рисует черным и заходит за контуры — детский психолог развенчивает самые популярные мифы родителей о творческих занятиях.

Многие мамы несерьезно относятся к творческим занятиям, считая «детские каляки-маляки» бессмысленным занятием. Другие — наоборот, склонны искать черную кошку в черной комнате: переживают из-за мрачных тонов рисунка, старательно приучают детей к аккуратности и просят работать четко по инструкции.

Сегодня Ольга Малинкина — детский психолог, методист компании Landybox, руководителя развивающего клуба для детей Landy-Club, расскажет о главных стереотипах родителей относительно творческих занятий.

Миф №1

Творческие занятия интересны, но бесполезны для малыша.

Многие родители несерьезно относятся к желанию детей заниматься творчеством, считая подобные активности скорее развлечением, нежели полезным вкладом в развитие малыша. Я с этим не согласна! Во-первых, знакомство с красками (а начинать стоит примерно в 6-8 месяцев, сразу после того, как малыш научился сидеть) развивает тактильные ощущения ребенка. Малыш познает новую текстуру — трогает краску, размазывает между пальчиками. Желание тут же вымазаться в краске по локоть — вполне себе здоровое стремление любого малыша. Если же ребенок подходит к процессу брезгливо и аккуратно, понаблюдайте: возможно, у вас растет тревожный малыш. Что делать? Потихоньку приучаться к краске вместе, почаще рисовать.

Второй важный момент: творчество развивает пространственное мышление ребенка. Он учится дотрагиваться до бумаги, видит, что руки оставляют цветные следы. Развивается и зрительное восприятие — малыш осваивает цвета, учится соотносить их друг с другом. Вот баночка зеленой краски, вот зеленый палец, вот зеленая точка — это все одного цвета. Здорово будет, если мама потом превратит «каляки-маляки» в какие-то картинки, и похвалит малыша. Так у ребенка закрепится положительное восприятие своего труда.

Третий очень важный положительные эффект творческих занятий — это развитие моторики и координации движений. Сначала дети просто шлепают краской по листу, затем они начинают рисовать более аккуратно: концентрируют внимание и уже совершают осознанные движения. Деткам, которые с самого детства занимаются творчеством, проще в будущем научится правильно держать карандаш. Особенно подобные занятия важны для малышей с гипо- и гипертонусом.

МИФ №2 

Нам 1-3 года, нам еще рано заниматься творчеством, Ребенок все будет совать в рот.

Я советую начинать творческие занятия с малышами как можно раньше. Красками можно рисовать с 6-8 месяцев, лепить из пластилина — с 1-1,5 лет. Правило такое — все, что не угрожает жизни ребенка, может идти в рот. Понятно, что гвозди мы не даем, а вот краску вполне можно лизнуть. Тут важно четко понимать границы: если ребенок сует пластилин в рот, то стоит отложить занятия (подождать, пока прорежутся зубы). Занятия также стоит вводить постепенно: сегодня вы позанимались 1 минуту, завтра 2-3, потом отложили. Донесите до малыша правила — с пластилином мы играем, но в рот не суем. Если ребенок теряет интерес к игре и начинает разбрасывать пластилин или есть его, если мама начинает нервничать — лучше закончить игру! Любой процесс, который сводится к скандалу и истерике, должен тут же прекращаться. Творчество и обучение должны быть в удовольствие. В процессе творческих занятий очень важен интерес малыша, здесь можно пользоваться уже готовыми комплектами простейших трафаретов, рассчитанных именно на самых маленьких детей. Например, такими.

МИФ№ 3.

Мой ребенок рисует черным, с ним что-то не так.

Дети очень часто выбирают черный цвет. Почему? Во-первых, он простой (детям гораздо легче воспринимать черно-белые картинки, чем цветные). Во-вторых, он эмоциональный! Зачастую, черный цвет вызывает очень бурные эмоции у родителей, поэтому ребенок и пользуется этим снова и снова. В-третьих, черный цвет — яркий!

Если ваш ребенок неделю рисует только черным цветом на фоне прорезывания зубов или изучения вороны, при этом у него нет никаких сопутствующих признаков (отказ от еды, выбор темной одежды, отказ от горшка и т.д.) — это абсолютно нормальный процесс! Не обращайте на это внимание, и ребенок, отработав этот свой этап, перейдет на другие цвета. У меня был малыш на терапии, который до 5 лет рисовал все только розовым цветом! Ничего, в 5 лет обратил внимание на другие цвета, и все было хорошо.

Выбор черного цвета может быть обусловлен и ситуацией противостояния дома. Например, у родителей с авторитарным, давящим способом воспитания. Таким образом ребенок пытается отстоять свою позицию, неосознанно дела «назло» родителю. Но мы однозначно НЕ проводим никаких оценок психологического состояния и не строим никаких теорий заговора, базируясь на рисунках черным цветом. Эмоционально реагируя на это, родители только подливают масла в огонь.

МИФ №4

Мой ребенок не умеет рисовать аккуратно, пусть вообще не рисует.

Это распространенный миф тревожного родителя: если ребенок не умеет рисовать аккуратно, значит, ему еще рано рисовать, в принципе. Наоборот, если у ребенка не получается что-то, нужно продолжать в это надо играть. Почему ребенок может заходить за контуры? Одна из причин — проблемы с тонусом. Ребенок может слишком сильно сжимать карандаш, или, наоборот, не может удержать. Вторая группа сложностей связана с концентрацией внимания: ребенок не обращает внимание на то, как он рисует. Все его внимание и старание уходит на удержания карандаша. Кроме того, размашистые движения — это отличная тренировка руки! Этот процесс помогает малышу набить руку.

Бывает, что ребенок не хочет рисовать, потому что «все делает неправильно». Когда малыш слышит от родителя замечания: «ты медленно рисуешь», «ты рисуешь не так», «ты делаешь все не аккуратно», он начинает терять мотивацию. Все детки любят, когда они делают правильно!

Если ребенку еще сложно сконцентрироваться, рисовать аккуратно, держать карандаш, то выбираем только одно — получение удовольствия. Акцент делаем на то, что нравится малышу: каляки на листе.

Иногда дети рисуют все аккуратно, а потом все закрашивают и даже рвут. Почему? Это значит, что у малыша была очень большая нагрузка по вниманию и концентрации. И в конце, ему нужно было выплеснуть, скинуть накопившееся напряжение. Это своего рода терапия. Если вы видите, что ребенок не хочет делать по инструкции, поиграйте в то, что идет хорошо: порвите что-то, порисуйте пальцами, помните. Это будет продуктивнее, чем заставлять.

МИФ №5

В творчестве важно умение делать по образцу

До 5 лет ребенку вообще не обязательно делать задания по инструкции. Некоторые дети даже нарочно не делают по схеме из-за духа противоречия. Присмотритесь, иногда такое поведение говорит об авторитарном стиле воспитания или о том, что методы диалога с ребенком устарели для его возраста.

Родителям важно запомнить, в современном мире пора отказаться от модели единого правильного решения. Задание можно перекраивать на ходу. Захотел ребенок покрасить траву не зеленым, а синим — отлично! Сегодня мы рисуем волшебную страну или удивительный сон. Покажите малышу, что он тоже может быть автором! Постарайтесь меняться ролями: где-то ребенок главный, где-то есть правила. Попробуйте договориться, это намного проще, чем думают родители.

Не затачивайте ребенка на выполнение заданий по образцу. У меня на терапии были дети, которые привыкли работать по инструкции. Они отлично сортировали предметы, например, по цвету, но совершенно не могли отсортировать их по размеру. У детей должна развиваться свобода мышления и креативность!


От себя хотим отметить, что занятия творчеством должны приносить радость как ребенку, так и маме. Дети очень хорошо считывают эмоции родителей. Поэтому если вы пока не готовы и сильно нервничаете от того, что неаккуратно или ребенок рисует на себе. Делайте как вам удобно. Выбирайте для себя удобный формат занятий с детьми и тогда все будут счастливы.

Небольшие советы от Creativebaby:

  • Если рисовать красками очень грязно — можно выбрать восковые мелки.
  • Если лепить из пластилина неприятно, выбирайте тесто для лепки.
  • Если не хочется делать поделки — просто дайте ребенку ножницы и он сделает сам.
  • Удобно рисовать в ванной. Сразу после сеанса арт-терапии можно все смыть и искупать ребенка. Важно выбирать краски, которые легко смываются водой (например, акварельные).

Детям важно изучать предметы. Для них творчество — это не только создание чего-то нового, но и изучение инструментов и свойств предметов.

Надеемся, статья была полезна. Задавайте вопросы в комментариях. Мы с радостью на них ответим!

Уже сделали: участник
Поделиться статьей:
Комментарии:
Вам может понравиться:

Скидка 44% на журналы